Главная Проект: "Мост Восток-Запад". Главная Гимназия 1521 Педагогический состав Обучение Воспитательная работа Вопросы и ответы Контакты ЕГЭ и ГИА

Эксперимент в начальной школе

«Комплексное изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: анализ особенностей функциональной организации мозга и познавательных процессов»

Общие данные.

1. Руководители разработки: Безруких Марьяна Михайловна, академик РАО, докт. биол. наук, профессор, директор Института возрастной физиологии РАО.

Мачинская Регина Ильинична, докт. биол. наук, заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО.

ГОУ, участвующие в разработке : ГОУ Прогимназия №1768 ЦОУО ДО города Москвы

2. Проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность. Изучение причин и механизмов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) с целью разработки мер эффективной помощи детям, родителям и педагогам в виде методических рекомендаций по работе и обучению детей с СДВГ и комплексной методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Новизна проекта состоит в комплексном нейропсихологическом и нейрофизиологическом подходе к изучению особенностей развития мозговых процессов у детей с признаками дефицита внимания и гиперактивного поведения. Подход позволяет на основании объективных данных о функциональном состоянии мозга и уровне сформированности психических процессов вырабатывать индивидуальные стратегии сопровождения детей с особыми нуждами в условиях школьного обучения.

Разработка соответствует одной из основных целей программы развития московского образования: Усиление ориентации системы образования на развитие индивидуальных способностей и поддержку социальной успешности каждого школьника и студента, и предполагает внедрение в школьную практику системы мероприятий по сопровождению в учебном процессе детей с признаками дефицита внимания и гиперактивного поведения.

  1. Основные результаты разработки.

Проведены:

  • комплексное обследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-6, 7-8 и 9-10 лет) и первичный анализ данных с целью выявления возрастных особенностей функционального состояния мозга, познавательной деятельности и поведения.
  • анкетирование родителей и учителей для выявления особенностей поведения и внимания.
  • регистрация ЭЭГ и электроэнцефалографический анализ функционального состояния и функциональной зрелости коры и регуляторных структур головного мозга.
  • Нейропсихологическое обследование уровня сформированности процессов программирования и регуляции деятельности, а также операциональных сторон ВПФ.

Выявлены:

  • обучающиеся с признаками дефицита внимания и гиперактивности среди воспитанников ГКПД «Будущий первоклассник» и учащихся начальной школы (с помощью специализированных опросников для родителей и учителей)

На основании полученных данных составлены рекомендации:

- для учителей «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ ПО УЧЕТУ И ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

- для родителей «Сопровождение детей с дефицитом внимания».

4. Разработка представлена в форме учебного пособия «Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь» под редакцией М.М.Безруких. Москва-Воронеж. – 2009. – 248 с.

На базе разработки создан учебный курс «Диагностика и коррекция СДВГ в работе школьного психолога», преподавание которого осуществляется в МГППУ на факультете «психология образования».

Другие материалы, опубликованные разработчиками по данной теме за последние 5 лет:

Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Влияние функциональной незрелости регуляторных структур мозга на организацию зрительного внимания у гиперактивных детей 7-8 лет./ Вестник поморского университета, 2005, №2 (8). С 30.

Крупская Е.В., Мачинская Р.И. "Особенности организации внимания у детей с синдромом дефицита внимния и гиперактивности (аналитический обзор)"// журнал ВНД 2006, т.56 №6, с 731-741

Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семенова О.А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ.\ Новые исследования (альманах), 2006, Том. 10, №2, с.9-36

 Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ / Экспертный доклад (на рус.яз.), М.: 2007. - 42 с.

Семенова О.А., Кошельков Д.А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности // Новые исследования (альманах). - 2008. - Т. 17, №4. - С.21-38.

Шамликашвили Ц.А., Семенова О.А. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь. Нейропсихологический подход. – М.: Изд-во ООО “Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования”. - 2010. - 304 с.

Сугробова Г.А., Семенова О.А., Мачинская Р.И. Особенности регуляторных и информационных компонентов познавательной деятельности у детей 7-8 лет с признаками СДВГ // Экология человека. 2010. - №11. - с.19-27.

В результате комплексного изучения детей с признаками дефицита внимания и гиперактивного поведения (ДВГ) были выявлены отличия в состоянии познавательных процессов у этих детей и детей без ДВГ. Различия касались в первую очередь показателей внимания и произвольной организации деятельности, а также возможностей детей длительно выдерживать интеллектуальную нагрузку, что, в свою очередь, обуславливало особенности восприятия и анализа информации (в том числе, учебной) детьми исследуемой группы. Было показано существование нескольких вариантов развития у детей с признаками ДВГ, в основе которых лежат разные мозговые механизмы. Это позволило предположить, что дети, имеющие разные по своей основе варианты ДВГ, нуждаются в разных стратегиях сопровождения в условиях учебного процесса. Были разработаны рекомендации для педагогов по педагогическому сопровождению детей с разными вариантами ДВГ. В настоящее время проводится внедрение этих рекомендаций в практику работы Прогимназии 1768.

Данная проблема представляет важность в связи с широкой распространенностью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди современной детской популяции. По данным разных авторов показатели колеблются от 2.2 до 28%, причем отмечается тенденция к увеличению доли детей с ДВГ. Согласно данным проведенного нами анкетирования родителей детей, обучающихся в Прогимназии 1768, если в 2009-2010 учебном году доля детей с признаками ДВГ среди учащихся 2-х классов составляла 21,3%, то в 2010-2011 году эта доля составляет 33,3%. Известно, что дефицит внимания и гиперактивность являются факторами, снижающими возможности адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Таким образом, распространенность, увеличение доли детей с ДВГ среди современной детской популяции и наличие неблагоприятных последствий для обучения, связанных с проявлениями ДВГ, обуславливают практическую значимость решаемой проблемы. Решение данной проблемы строится в традициях современной нейропсихологии и нейрофизиологии.

  1. Область применения разработки.
  • Ориентирование педагога на дальнейшую помощь детям с дефицитом внимания / гиперактивностью
  • Повышение компетентности педагогов в организации работы с детьми с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в условиях класса. Учителя научились разрабатывать личностно-оринтированные подходы к обучению, своевременно оказывать помощь учащимся.
  • Построение учителем индивидуального плана обучения ребенка, направленной на развитие индивидуальных способностей и поддержку социальной успешности каждого школьника

                                               

Внимание!

Летний оздоровительный лагерь!

Внимание!

Уважаемые родители!

Идет набор учащихся в 5-9 и 10 классы (биолого-химического, физико-математического, социально-гуманитарного направления) Дополнительная информация по тел. 8(910)4436601 - Мария Валерьевна; 8(915)2171620 - Оксана Владимировна

Внимание!

Расписание звонков!

Требования к одежде обучающихся!

Музей

Опрос

Собираетесь ли Вы отдавать своего ребенка в общеобразовательную школу?






Результаты
Наш ардес: г. Москва, 1-ый Неопалимовский пер., д.10А
Контактный телефон:
8 (499) 252-81-64
© Все права защищены 2009 г.

Создание сайта “МедиаТехнологии”
На главную   Написать письмо