Главная Проект: "Мост Восток-Запад". Главная Гимназия 1521 Педагогический состав Обучение Воспитательная работа Вопросы и ответы Контакты ЕГЭ и ГИА

Учителя и воспитатели 2-ой Московской

Перед нами неполный список руководителей и педагогов  Второй артиллерийской спецшколы, работавших в ней в разные периоды ее существования. В нем около пятидесяти фамилий. Всех перечислить невозможно, а выделить кого-то трудно, поскольку результат эксперимента -   заслуга всего коллектива. И все же, можно с уверенностью сказать, что становление и развитие спецшколы в основном связано с именами педагогов, родившихся в последнем десятилетии ХIХ века и в начале ХХ века. Они по возрасту уже не могли быть активными участниками Великой Отечественной войны и все силы отдавали школе. Большая часть времени спецшколы связана с именами ее директора З.Э.Крейна***, преподавателей А.В.Венсана, А.А.Терновского, Л.Н.Протасовой, Н.А.Хейфец, Ф.П.Коровкина,   П. Холмогорцева, С.А. Гуревича, капельмейстера   А.И. Бибикова, помощника военрука С.С.Полюшкина и других, работавших вплоть до расформирования школы. В начальный, московский период значительный вклад в формирование и становление спецшколы сделали также военрук школы      Е.И. Левит, политрук С.Д.Бабаев, преподаватели А.А.Павлов,А.А. Цымбалов, С.Г.Шаповаленко,                   С.Н. Капустин,    М.А. Иванов,  А. Я. Шаров, В. Шишаков, И.А. Пахирко, М.В. Калнина, К.Е. Шуленин и другие, не последовавшие  за школой в Сибирь.

В «сибирский» период спецшколы свой вклад в ее историю сделали военрук П.П.Зубчанинов, преподаватели  Л.А.Дубынин,  С.Т. Холодняк и другие. Еще относительно молодые командиры и педагоги в разное военное время уходили на фронт и некоторые из них не вернулись с войны. Старшее поколение педагогов провожало на войну своих сыновей, учившихся в спецшколе. Гибель выпускников 1942 г. Жени Крейна и Саши  Венсана  переживала вся школа. 


Даже по истечении нескольких десятилетий после происходивших событий о преподавателях спецшколы можно рассказать немало. Вот лишь отдельные штрихи к портретам некоторых из них и связанные с их деятельностью 
эпизоды.

Конечно, многим преподавателям, как в любой школе, учащиеся давали прозвища. В спецшколе эти прозвища не были обидными. Прозвище, которым был удостоен директор школы, было почетным: «папа Крейн».  Оно, казалось, было у него всегда. Видимо, все понимали, как много зависело от директора для выживания и нормального функционирования школы, особенно в тот период, когда школа была в Сибири. 
Военные руководители школы Е.И.Левит и  П.П. Зубчанинов каждый в свое время работы олицетворяли идеал командира Красной Армии. Это были военные интеллигенты, хорошо вписывающиеся в педагогический’ коллектив и лучшим образом его дополнявшие. 
Преподаватель математики А.В. Венсан, сожалевший о том, что его единственный в московских школах кабинет математики, рассчитанный на решение артиллерийских задач, остался в Москве, был верен себе и, производя опрос, вызывал всех сверху вниз по классному журналу, никого не пропуская. Каждый учащийся мог легко вычислить, когда его вызовут и что ему придется отвечать. Но интерес к подобным «вычислениям» у спецов» почему-то пропал еще тогда, когда школа была в Москве, и все готовились к занятиям регулярно. 
Преподаватель литературы С.А.Гуревич был прирожденным оратором, без выступления которого в городском театре перед шахтерами, отправлявшимися на фронт, не обходились городские власти. Но его моральные муки в конце четверти, когда почти весь класс оказывался неопрошенным,  были очевидны. Находясь в безвыходном положении, чтобы выставить оценки, он что-нибудь придумывал. Однажды это было домашнее сочинение по «Мертвым душам» Гоголя. Каждый должен был  «дополнить» произведение отсутствующим эпизодом с доставшимся ему гоголевским героем. Но при этом надо было соблюсти гоголевский стиль и построение предложений. Насколько пострадал Гоголь от этих опусов неизвестно, но все запомнили, как писал Гоголь. 
Преподаватель истории П. Холмогорцев был с самого начала знаменит тем, что раньше ставил свою подпись выше подписи И.В.Сталина в школьном дневнике его дочери. В сибирский период школы ему приписывают создание целого «ток- шоу», которое называлось”Вечер вопросов и ответов”.Суть этого действа была в том, что в течении недели учащиеся изобретали вопросы на любые темы, а фантазия «спецов» не знала границ. Чтобы ответы звучали убедительно, педагоги старались, и интерес к вечерам не угасал длительное время. 
Преподаватель биологии Н.А.Хейфец, помнится, никак не могла решить проблему, как мало-мальски образовать подросших «спецов» в связи с наступлением их половой зрелости. При этом все учащиеся смотрели в потолок, а преподаватель краснела. Вот такое было целомудренное поколение. 
Завуча Ф.П. Коровкина «спецы» недолюбливали за педантичность и постоянное вторжение с разными требованиями в их жизнь. Многим доставляло удовольствие копировать его манеру говорить, разделяя слоги. Но запомнился он своей принципиальной честностью, которую продемонстрировал во время выпускного письменного экзамена по математике. По какой-то причине экзамен, проводившийся во всей стране в одно и то же время, в спецшколе был с утренних часов перенесен на вторую половину дня. «Спецы» не растерялись и позаимствовали варианты экзаменационных задач в соседней школе у знакомых учениц. Задачи оказались довольно легкими. Но Ф.П.Коровкин узнал об этом и экзамен отменил. На повторном экзамене, через несколько дней, он предложил более трудные варианты задач, с которыми учащиеся справились успешно. Стоило ли отменить экзамен, ведь выпускники уже спустя полмесяца отправлялись в военные училища, вопрос, на который совесть участников этого события долго не давала ответа. Но этот случай осталсяв памяти надолго. 
Преподаватель физкультуры К.Е. Шуленин в московский период работы спецшколы был самым молодым педагогом в коллективе. Свою задачу - изгнать физическую немощь из тела каждого «спеца» 01-1 выполнял с честью, за год превращая учащихся в приличных гимнастов. Чтобы заставить «спецов» трудиться, несмотря на случавшиеся травмы, преодолевать себя применялись разные средства. Иногда на весь зал раздавался голос  К.Е. Шуленина:”Как лапша на поварешке!”  Наверно, только в спецшколе назначались дополнительные занятия по физкультуре.    В итоге занятия гимнастикой у большинства стали потребностью. 
           Неизвестно, кому в заслугу надо поставить организацию посильного эстетического воспитания учащихся в период, когда школа находилась в Ленинске-Кузнецком. А это были периодические посещения городского театра на прогоны новых постановок, работа драматического и танцевального кружков, руководимых профессиональными артистами и многое другое. 


После войны память о спецшколе бывшим се учащимся удалось возродить в школьном музее, созданном в старом школьном здании на Пречистенке. Здесь в день Победы и в День Ракетных войск и артиллерии до сих пор проходят встречи бывших «спецов». А в соседнем, Чертольском переулке находится стела - памятник учащимся специальных артиллерийских школ, погибшим в Великой Отечественной войне.  Её композиция отражает идею   преемственности поколений, путь становления командира и офицера-артиллериста. Но сами «спецы» никогда не забывали, что за их спинами всегда символически присутствовали опытные педагоги школы.  Их скромный труд в предвоенные и военные годы не выделялся в героическом подвиге Советского народа. Его результаты можно оценивать по-разному. В нем можно увидеть просто удачу счастливчиков, негаданно «попавших в десятку», а можно, при желании, назвать официально не заявленным педагогическим экспериментом, незамеченным в послевоенное время среди эффектных успехов педагогов-новаторов и по обыкновению забытый в суете образовательных реформ. 

***Крейн Зиновий Эфраимович (18.01.1892 – 24.11. 1966) – директор 2ой московской специальной артиллерийской школы. Поступил в МГУ на физмат, где проучился два года. С 1 октября 1918 года стал учителем одной из московских школ Сокольнического района и до конца жизни – на ниве Просвещения.

В. С. Шаповаленко, 
Б.В.Малухин.

 Выпуск 1943 года.

Внимание!

Летний оздоровительный лагерь!

Внимание!

Уважаемые родители!

Идет набор учащихся в 5-9 и 10 классы (биолого-химического, физико-математического, социально-гуманитарного направления) Дополнительная информация по тел. 8(910)4436601 - Мария Валерьевна; 8(915)2171620 - Оксана Владимировна

Внимание!

Расписание звонков!

Требования к одежде обучающихся!

Музей

Опрос

Собираетесь ли Вы отдавать своего ребенка в общеобразовательную школу?






Результаты
Наш ардес: г. Москва, 1-ый Неопалимовский пер., д.10А
Контактный телефон:
8 (499) 252-81-64
© Все права защищены 2009 г.

Создание сайта “МедиаТехнологии”
На главную   Написать письмо